!!
В середине шестидесятых годов ХХ века за разработку шестицилиндровых двигателей второго поколения для концерна BMW взялся Бернард Освальд, успешно переманенный немцами из компании Ford. В новых автомобилях серии Е3 1968г., использовались первые двигатели с шестью цилиндрами и семью опорами коленвала.
Двигатель БМВ М30
Формула двигателя БМВ М10, представляющего собой блок из чугуна и головки из алюминия с цепным приводом распредвала, была вновь применена, и вновь успешно. Первая модель с четырьмя клапанами — М88, была разработана Густавом Едерером. Под его руководством происходили все разработки, начиная с 1972 года.
2.5л, 2.8л, 3.0л, 3.2л и 3.5л рабочего объема – это модификации М30 – 6-ти цилиндрового двигателя с рядным расположением цилиндров. Чаще всего он встречается на моделях 5й серии – Е12, Е28, Е32, 6й серии – Е24, 7й серии – Е23 и Е32, также в мощном BMW M1.
Как по конструкции, так и по долгому времени эксплуатации, двигатель оказался удачным. Большая мощность обеспечивала его долгосрочность, ввиду малой нагрузки таких моделей.
Только модификация М30В35, имеющая цилиндр с диаметром 93.4 мм, из-за большой энергонагрузки оказалась довольно неудачной. Однако не стоит путать с М30В34, которым обладают в основном все 3.5-литровые автомобили.
Нюансы эксплуатации двигателя BMW M30
Двигатель БМВ М30 обладает тяжелой поршневой, и ходы поршня слишком большие, что не дает ему быстро раскрутиться и создает немалые нагрузки на подшипники. Исходя из этого, можно сказать, что автомобили с М30 предназначены для более спокойной езды.
Двигатель должен работать в пределах 4-6 тыс. оборотов, и масло должно быть только минеральное, иначе после прохождения нескольких тысяч км. придется ремонтировать коленвал. Эти требования вытекают из большого веса поршневой системы. Масло должно быть синтетическое, а если ко всему, Вы также любите его крутить, то при объеме больше 2.8 л. нужно установить масляный радиатор.
Однако, эти недостатки компенсируются преимуществами сбалансированной рядной шестеренки и высокой мощностью.
В моделях 745i с кузовом Е23 использовался двигатель М30, модифицированный турбонаддувом. К слову, М30 был вторым по счету двигателем и последним, на который были установлены турбиновые модификации. В зависимости от турбины, двигатели были объемами 3.2 и 3.4 литра. На обоих использовалась маркировка М102, и мощность была одинаковая – 252л.с. Основное различие составляла система питания и зажигания.
Автомобили с мотором БМВ М30:
Авто серий 3, 5, 6 и 7 были оборудованы данным двигателем:
- Модели третьей серии 333i, с кузовом Е30, оснащены двигателем объемом 3.2 л., с системой впрыска Motronic, и предназначались для продажи в ОАЭ.
- Автомобили пятой серии, кузов Е12 – модель 525, с объемом двигателя 2.5 л., оборудованы карбюратором, модель 528, с объемом двигателя 2.8 л. – оснащены карбюратором или инжектором, модель 535i – объем 3.5 л. – только инжектором. Кузовом Е28 оборудованы модели 525i, 528i, выпущенные до 1985 г., после — модели 535i M535i. С кузова Е28 началось использование только инжекторов. Кузов Е34 – модели 530i, 535i (530i, 535i (объем 3л и 3.5л соответственно) оборудованы инжектором и системой впрыска Motronic. Датчик положения коленвала расположен на демпфере, а не на КПП.
- Авто шестой серии. Кузов Е24 – модель 628CS оборудована карбюратором и системой впрыска. Модели 633CSi и 635CSi – только инжектором.
- Автомобили седьмой серии, с кузовом Е23. 728 модель – оснащена инжектором либо карбюратором, 730-я – только карбюратором, 732i/733i, 735i, 745i — обладают турбированной версией мотора. Кузов E32 — модель 730i – объем двигателя 3.0 л, 735i – двигатель 3.5 л.
СТАТЬЯ 2: Выбор подержанной BMW пятой серии в кузове E60 (2003-2010 годы выпуска)